Интервью с основателем, художественным руководителем и дирижером Государственного академического оркестра солистов «Русские узоры», народным артистом России В.А. Зозулей. (Интервью брал А. Богомолов Москва 2007 год) |
|
В.А. Зозуля: Начну с того, что я учился в 1-ой общеобразовательной школе города Новочеркасска Ростовской области.
- Нет, я родился на Украине, но во время войны попал в Ростовскую область. Из-за постоянных эвакуаций мне приходилось все время менять место учебы, и каждый раз я начинал заниматься с первого класса. Так и не окончив его, уже в Новочеркасске я поступил во второй класс общеобразовательной школы. Однажды, когда я был в седьмом классе, к нам в школу пришел руководитель оркестра русских народных инструментов, который создавался при Новочеркасском дворце пионеров, и предложил всем желающим записаться в этот кружок. В их числе был и я. Могу сказать сразу, что мне это очень понравилось. Я с большим трудом отыскал в Новочеркасске домру, начал на ней учиться играть и посещать этот кружок народных инструментов. |
Занимался я в нем до девятого класса. А уже во время моей учебы в девятом классе наш руководитель Сухоруков Александр Сергеевич переехал работать в Ростов, и руководство Новочеркасского дворца пионеров предложило мне возглавить оркестр. Так как я не имел никакого опыта, конечно, для меня было это сложно. Единственное, что мной руководило — это большая любовь к народным инструментам. Иногда я действительно забывал общеобразовательную школу и больше находился во дворце. В этом кружке я досконально изучал народные инструменты, пытался улучшить качество их звучания, а также вскрывал некоторые инструменты, смотрел, что можно сделать дополнительно, чтобы они звучали лучше, и , может быть, ярче. Не всегда у меня все получалось, но я все-таки экспериментировал.
Мне было 14 лет. А в пятнадцать лет я уже выступил с моим коллективом в Ростовском дворце пионеров на смотре оркестров народных инструментов, где состязался уже с моим руководителем. Надо сказать, что в том конкурсе наш оркестр занял первое место. По окончании десятого класса, узнав о музыкальном училище Октябрьской революции, я отправил документы в Москву. Но их вернули мне обратно. Как мне позже объяснили, в этом училище не было общежития. Несмотря на это, я все-таки сел в поезд и приехал в столицу.
Да, родители остались там. В первые дни я ночевал на Казанском вокзале. Через некоторое время я все же сел на метро и приехал в училище Октябрьской революции на Ордынку. Уставшего и разбитого после дороги, сторожа оставили меня там ночевать. А утром пришел директор этого училища — Лачинов Арам Николаевич и вызвал меня к себе в кабинет. Узнав, откуда я и зачем здесь, он разрешил мне принять участие в экзаменах. Конечно, я частично был готов к поступлению, но понимал, что той подготовки, которая нужна для экзаменов, у меня не было.
Дело в том, что я не оканчивал саму музыкальную школу, где, кроме исполнительской практики, есть другие дисциплины. Это был лишь творческий кружок. Но могу сказать о том, что для получения знаний по гармонии и сольфеджио, будучи в десятом классе, я согласился играть на контрабасе в музыкальной школе Новочеркасска. За это дирижер оркестра, а он же был и педагогом теоретических дисциплин музыкальной школы, давал мне уроки по теории музыки.
В итоге, меня принимают в музыкальное училище Октябрьской революции. Но так как у меня не было полного курса музыкальной школы, взяли меня на обучение условно, до окончания первого полугодия, где поставили для меня некоторые требования — если я смогу их оправдать их доверие, то меня оставят, если не смогу, то, естественно, ничего не получится.
Школа у нас была, но, к сожалению, я не мог ее посещать. Моя мать воспитывала нас двоих, зарплата была мизерной, и жили мы очень трудно. Поэтому для нас это было невозможно. Но кружок в этом отношении меня как раз выручил, я там многому научился. И уже, будучи в Москве, обучаясь в музыкальном училище, я за первое полугодие смог доказать, что могу учиться в этом учебном заведении. Меня оставляют для дальнейшего обучения, и так как мои оценки были хорошими, мне выделяют стипендию. Итак, я оканчиваю первый курс, а уже на втором курсе, как раз под новый год, меня забирают в армию, где служить я попадаю под город Смоленск. Благодаря тому, что я уже имел навыки в музыкальной области и у меня за плечами было полтора года музыкального училища, ко мне отнеслись с большим вниманием. Изначально я солировал там на балалайке, затем мне предложили организовать из музыкантов духового оркестра оркестр народных инструментов. В это время один из музыкантов оркестра, который играл на флейте, дембелизовывался. Но домой его отпускали только при одном условии — он должен был найти себе замену. И тут он выбирает меня. И предлагает обучаться у него игре на флейте. Я сразу еду с Москву за покупкой собственного инструмента, после чего он дает мне целый ряд уроков. Далее мы сдаем на прослушивании несколько маршей, так как это было обязательным требованием, и его отпускают домой, а я, уже освоив флейту, остаюсь в духовом оркестре.
Я понимал, что потерять три года в армии, не продолжив учебу, это будет, конечно, моей большой ошибкой. Поэтому, учитывая то, что я очень много помогал военному дирижеру в оркестре, он разрешил мне паралельно готовиться и сдавать экзамены в музыкальном училище в Москве заочно. Для этого мне предоставили условия, где я по ночам уходил в клуб и там уже мог заниматься и готовиться к экзаменам. Когда наступала сессия, меня отпускали в Москву. Таким образом, я окончил второй курс и первое полугодие третьего. В 1959 году я оканчиваю обучение в музыкальном училище Октябрьской революции, и по распределению меня направляют работать а Московское областное культурно-просветительское училище. Изначально, я там был назначен председателем цикловой комиссии по народным инструментам. Затем я создал ученический оркестр, который вел в дальнейшем концертную деятельность по области и в Москве. Позднее, правительством Московской области было принято решение о создании профессионального оркестра при Московской областной филармонии. И в 1970 году, после организации конкурса, из ряда музыкантов, окончивших культпросветучилище и пришедших из других учебных заведений, был создан оркестр русских народных инструментов «Русские узоры» при Московской областной филармонии. |
Да, в первое время оркестр работал и развивался как и многие другие народные коллективы. Исполнялись переложения классики, оригинальный репертуар, а также номера с солистами. Учитывая большую помощь при создании коллектива народного артиста СССР Артура Эйзена, народного артиста СССР Скобцова, народного артиста СССР Александра Иванова оркестр «Русские узоры» получает большое признание в Московской области, где шла большая концертная деятельность коллектива. Конечно, чтобы обслужить концертные залы одной только Московской области и Москвы, таких оркестров народных инструментов требовалось немало. Но я понимал, что работать в Москве среди таких огромных известных коллективов, как оркестр им. Осипова, оркестр Всесоюзного радио и телевидения будет очень сложно, если оркестр «Русские узоры» не будет совершенно отличен от этих гигантов. И в 1973 году, благодаря тому, что мы попали в программу «Любовь моя, Россия», где коллектив работал совместно с вокально-инструментальным ансамблем «Девчата», мы приобретаем новое дыхание. |
Анатолий Астахов - музыкант и мастер, первый воссоздал русскую жалеечную волынку в 1980 году. |
На гастролях с этой программой наш коллектив очень подробно знакомится со старинными духовыми и ударными инструментами. А когда уже эта программа была завершена, мы уехали во Владимирскую область, где встречались с пастухами, которые показывали нам приемы игры на рожках и конструкцию этих инструментов. В ходе этой экспедиции мы приобретаем рожки, жалейки, т. е. те инструменты, которые являются уже музейными экспонатами.
Самым первым из музыкантов нашего коллектива, согласившимся попробовать себя в этой области, стал Анатолий Астахов. Он был, своего рода, умельцем. Изначально, его творческая деятельность началась с технического освоения старинных духовых инструментов, а затем последовало уже создание этих инструментов. Конечно, для нас это был трудный и длительный период, где большую помощь нам оказало Министерство культуры России. В частности, хотелось бы вспомнить большое содействие тогда еще заместителя министра культуры Флярковского, а так же Сергея Колобкова, который сыграл очень важную роль,он свел нас непосредственно с фабрикой экспериментальных инструментов Гинзбурга, где мы, как надомная группа, могли изготавливать старинные инструменты и передавать их через фабрику в другие коллектив. |
В.А. Зозуля вместе с В.С. Чуниным инспектирует инструменты, изготовленные экспериментальной фабрикой. В ходе этой деятельности я понимал, что до тех пор, пока не будет создан какой то определенный репертуар для этих инструментов, они будут оставаться в тени. В этот период, многие музыканты оркестра начинают осваивать технику игры на этих инструментах. И так как это было ново и интересно для нас, оркестранты проявили к этому большое желание и стремление. Затем появились первые авторы, начавшие писать музыкальный материал с использованием старинных инструментов. Одним из них является Владимир Попонов. Это опытный аранжировщик и интересный музыкант, который был уже известен и до появления его репертуара в нашем оркестре. Он первым откликнулся на наши предложения к сотрудничеству, и через некоторое время были сделаны первые творческие шаги. Им был написан хор жалеек в русской народной пьесе «Тимоня», затем он создает пьесу под названием «Посиделки», где старинные духовые инструменты также принимают участие. |
|
|
В это время в коллективе появляется еще один интереснейший музыкант — Марк Борисович Вахутинский. Помимо того, что он был композитором и аранжировщиком, которого все очень хорошо знали (в частности, духовые оркестры), он мог блестяще играть на старинных духовых инструментах. К примеру, я вспоминаю молдавскую мелодию «Жаворонок», которую он исполнял на свирели. Можно сказать, что эта пьеса прозвучала у него на высочайшем уровне. Появившись в оркестре «Русские узоры», Вахутинский начинает писать для нашего состава репертуар, в котором выводит на новый этап исполнительства такие инструменты как жалейка, брёлка, свирель. Он же в 1978 году создает первую концертную пьесу для солирующей жалейки на известную мелодию «Августин». |
Наряду с этим, наши мастера также не сидели сложа руки. В это время над изготовлением старинных инструментов работала уже целая группа музыкантов нашего оркестра, которая состояла из девяти человек. Причем фабрика активно принимала эти инструменты и распространяла их по России, и многие оркестры и ансамбли могли их приобретать. Таким образом старинные русские народные инструменты были уже в действии. А мы, тем временем, продолжали работать над исполнительскими и техническими приемами игры на этих инструментах. И здесь, конечно, композиторы, о которых я уже говорил, сыграли неоценимую роль в жизни нашего самобытного коллектива. Марком Борисовичем Вахутинским были созданы такие шедевры, как концертная пьеса для свирели с оркестром «Полянка», дуэт для двух солирующих жалеек «Пьеса шутка», для солирующей жалейки марш «Веселый наигрыш» и «Ах вы сени, мои сени». Потом уже стали появляться целые оркестровые полотна, где старинные духовые инструменты играли доминирующую роль. |
А. Широков "Русская полька" В. Попонов "Куманек, побывай у меня"
|
В этом отношении надо отметить творчество композитора Александра Семеновича Широкова. Благодаря ему, коллектив получает новый материал, и наши старинные инструменты остаются на эстраде, как полноправно функционирующие. Одновременно оркестр записывает свой репертуар в фонд Всесоюзного радио. Первыми произведениями, которые попали в золотой фонд, стали «Русская полька» А.С. Широкова, «Смоленский гусачок» и целый ряд других сочинений. Но я понимал, что эти три композитора не могут решить всей проблемы, связанной с созданием репертуара для нашего состава. Поэтому мы начинаем привлекать к сотрудничеству дополнительные силы. Надо сказать, что даже Юрий Шишаков, который очень осторожно относился к старинным инструментам, послушав неоднократно оркестр, написал прекрасное произведение «Частушка и вариации». И даже на сегодняшний день это произведение считается виртуознейшей пьесой. Также к совместной работе мы привлекаем талантливого композитора Александра Петровича Курченко. Учитывая, что Александр Петрович как композитор был ближе к симфоническому мышлению, оркестр приобрел новое звучание. Еще хотелось бы отметить яркую деятельность такого замечательного композитора как Евгений Дербенко. Когда он пришел в коллектив «Русские узоры», ему очень понравились наши старинные инструменты. Надо сказать о том, что это был первый композитор, который, перед тем как написать произведение, решается освоить предварительно свирель, жалейку и другие инструменты. Благодаря этому появляется интереснейшее сочинение «Наигрыши брянских пастухов», которое в последующем записывается на Всесоюзном радио, где солистом является один из ведущих наших исполнителей, солист оркестра Сергей Мишин. Также это сочинение остается в золотом фонде Всесоюзного радио, и в дальнейшем много раз переиздается. |
Скажите, каким образом это стало происходить? Благодаря музыкальному исполнительству на старинных русских инструментах и созданию репертуара для них, оркестр начинает приобретать уже то лицо, которое было новым в музыкальной области. Но это нас не останавливало. Хотелось бы сказать о том, что коллектив наш не большой и расширяться нам никогда не разрешали. И для того, чтобы увеличить возможности этого коллектива без численного расширения, принимается решение ввести в нашу исполнительскую практику вокал. Эту роль берут на себя сами оркестранты, и мы приглашаем к совместному сотрудничеству хормейстеров. Сначала работать с нами стал Виктор Конюхов. |
"Ой, ты матушка Россия" обр. Л. Антиповой |
Затем к нам пришел хормейстер, заслуживающий всяческого уважения и внимания, это Антипова Людмила Алексеевна, которая работала хормейстером в хоре донских казаков. Конечно же, она имела большой опыт работы с казачьей песней и солидную практику в работе с хором, особенно с мужской группой. Благодаря этому мы записали около двадцати произведений, где оркестр исполнял только вокально-фольклорную музыку.
Вы, знаете, мне почему-то всегда задают этот вопрос. Всем интересно, были ли сопротивления и противоречия у музыкантов на это нововведение, или нет. Я прекрасно понимал, что заставить музыканта петь и играть на других инструментах, а иногда еще и двигаться было очень сложно, так как оркестранты больше учились на артистов инструментального исполнительства. Но как оказалось, они не только это не оспаривали, а охотно соглашались с такими новшествами в коллективе, что было совершенно необычно для меня. |
Да, оркестр «Русские узоры» стали называть синтетическим коллективом, в котором музыкант, как звучало в древности - «и чтец, и певец, и на дуде игрец». Можно сказать, что нашу деятельность так и воспринимают, как продолжение скоморошества на Руси. В пример этому расскажу один случай из нашей концертной деятельности. После одного из наших выступлений к нам за кулисы пришла девочка, десятиклассница и принесла стихотворение, сочиненное экспромтом во время концерта. Она набросала следующие строчки, которые я сейчас постараюсь примерно вспомнить: |
Это было давным-давно, С той поры немало лет утекло, Как бродили по дорогам удалые скоморохи. Смех, больнее всех пощечин Бил царей, бояр и разных прочих.
На Москве реке огонь запылал, Как живой огонь горел и стонал, Тонких струн серебристый звон, То ли явь это, то ли сон! Домры, балалайки, гусли в огонь заброшены, Что же делать нам теперь Скоморошина?
Это было, да быльем поросло, Но народ хранит свое ремесло: Разудалое, лихое, русское. Собирайся честной народ! Эй прохожий, постой, постой, Нынче нет гостей непрошеных, Нынче в гости к нам идет Скоморошина! |
А. Курченко "Праздник скоморохов" |
Написанное стихотворение под впечатлением концерта попало прямо в корень, что очень тронуло меня. В дальнейшем я начал использовать это сочинение перед произведением А. Курченко «Праздник скомороха».
Итак, наши музыканты должны уметь петь, танцевать и играть как на основных инструментах, так и на старинных ударных и духовых. Конечно, это напоминает образ скоморохов, которые, кстати, не имели изготовленных на фабрике инструментов. У них был обычный подручный материал. Например, они срывали камышинку, делали пищик, и в конечном итоге получалась дудочка. Так примерно происходит и в нашем коллективе. Но, продолжая давние традиции, мы стараемся поднимать это уже на более профессиональный уровень, где музыканты не стоят на месте, а все время пытаются как-то усовершенствовать инструменты, стимулируют авторов писать более разнообразно и необычно. Также они всегда с удовольствием соглашаются продемонстрировать свое исполнительское мастерство, кроме концертных залов, на радио и телевидении, благодаря чему накоплен уже большой архив о коллективе. Конечно, что -то дается трудно и не сразу, но я могу сказать, что работа, проделанная оркестром, всегда завершается успехом, и на сегодняшний день коллектив «Русские узоры» имеет в фонде большое количество записей, которые сделаны практически на оригинальном материале. За все годы их создано столько, сколько некоторые коллективы могли бы и не успеть за столько короткий срок. И если раньше к коллективу относились очень осторожно, не понимая до конца его творческую деятельность, то на сегодняшний день нас принимают как сложившийся во всех планах полноправный оркестр русских народных инструментов.
Видимо одной из причин этого являлось то, что уже был общепринятый и наработанный почерк существования народных оркестров, в которых уже прижились традиционные инструменты. В нашем же коллективе, где сохраняются общепринятые правила развития, начинает зарождаться и фольклорное творчество. Уже в традиционный оркестр русских народных инструментов входит целая группа старинных духовых и целая группа старинных ударных инструментов. Это можно сравнить с составом симфонического оркестра, в котором существуют трубы, флейты, тромбоны, гобои и тд. Так и в нашем оркестре стали звучать жалейки, свирели, брёлки, рожки как основные инструменты. Осознавая параллельно то, что старинные духовые инструменты не так совершенны в своих возможностях, как классические флейта или гобой, они ограничены в своих возможностях диатоническим строем и количеством отверстий, мы пришли к решению расширить эти инструменты по тесситуре. Таким образом, у нас появляются альтовые, теноровые, а затем и басовые жалейки. Конечно, не только в оркестре «Русские узоры» проводились такие эксперименты. Например, в оркестре хора им. Пятницкого, широко использовались старинные инструменты в исполнительской практике. У них была своя манера игры и свои способы звукоизвлечения, в чем они были неподражаемы.
Наш же коллектив состоит из музыкантов «многостаночников», где, напомню, кроме игры на разных музыкальных инструментах, они могут исполнять вокальные и некоторые хореографические номера. Также наш оркестр считается уникальным тем, что в нем существует массовость старинных инструментов, которые становятся основой коллектива. Такая творческая деятельность в какой-то степени отодвинула коллектив от уже сложившихся академических традиций в оркестрах русских народных инструментов, что было для многих очень ново и необычно.
Старинные инструменты, которые воссоздавались в оркестре «Русские узоры», постепенно стали расходиться по другим коллективам, где так же развивается деятельность по созданию репертуара для этих инструментов. И я не могу сказать, что они дублируют наш оркестр. Они не дублируют, а используют те моменты, которые наш оркестр уже наработал и которые, на мой взгляд, можно перенимать. Отвечая далее на ваш вопрос, могу констатировать, что сейчас в России свыше шестидесяти официально существующих оркестров народных инструментов, достижения и успехи которых могут только радовать нас. Но использование именно в массовом плане старинных инструментов в этих оркестрах, как и в музыкальных учебных заведениях носит пока еще трудный и проблематичный характер.
Как ни странно, но в наше время коллектив «Русские узоры» принимается на многих сценах очень хорошо. В концертных залах, кроме зрителей старшего поколения, всегда присутствует и разновозрастная детская публика. Наши концертные номера являются для них очень доступной музыкой, которая иллюстрацией к тому, что они не знают о народных инструментах. После выступлений коллектива маленькие зрители часто изъявляют желание научиться игре на каком-либо из наших инструментов. |
|